Сергей Будкин (buser) wrote,
Сергей Будкин
buser

Category:

Турецкий гамбит - киноляпы. Часть вторая.

51. На феске Исмаил-бея – какой-то веселенький чОрный узор. При форме это – как дембельский аксельбант. ИСТ.ЛЯП.

52. Атака казаков на лес – вообще полный бред. В подобных случаях казаки спешивались, клали лошадей на землю и стреляли лежа, прикрывшись лошадьми. А не изображали цЫрковую джЫгитовку. ИСТ.ЛЯП.

53. Орфография на картах и записях оставляет желать лучшего. Твердый знак стоит почти везде, где надо, но почему-то отсутствует в слове «годъ». Ять (е) и «И» с точкой отсутствуют, как класс. ИСТ.ЛЯП.

54. Ротмистр Зуров состоит в 1-м гусарском Сумском полку. Именно этот полк, стоявший в Москве, имел синие доломаны с золотыми шнурами и красные кепи. Бог с ним, что доломан должен быть светло-синий. Это понятие трактовалось довольно широко – от темно-василькового до небесно-голубого в разные годы. Проблема в ином. Зуров появляется в начале июля, а сумцы были мобилизованы лишь 19-го июля, а на театр военных действий прибыл вообще в октябре. Ну и доломан спереди по борту также был обшит шнуром, чего у Зурова не наблюдаецца. ИСТ.ЛЯП.

55. При офицерской форме у Зурова – солдатский кушак, причем почему-то Александрийского гусарского полка (красно-белый) вместо положенного офицерского – серебряного, с примесью черных и оранжевых нитей. ИСТ.ЛЯП.

56. Войдя в палатку, Зуров не представляется старшему по званию Соболеву, а приветствует Фандорина, а потом и вообще плюхается на стул, поворотясь к генералу спиной. При этом Зуров просто должен знать Скобелева Соболева – на груди у него медаль на Владимирско-Георгиевской ленте – медаль за Хивинский поход 1873 года. Гауптвахта – гарантированно. ИСТ.ЛЯП

57. У румынского полковника рошиоров (красных гусар) Лукана – почему-то белая шапка вместо положенной черной. На доломане – шесть рядов шнуров вместо пяти. Солдатский кушак вместо офицерского – золотого с красными и синими нитями. Позже (в Бухаресте) у него появляются черные чакчиры с золотыми шнурами вместо положенных белых с черными шнурами. ИСТ.ЛЯП.

58. В сцене у воздушного шара на Фандорине – фуражка фасона 1910-х годов со знаком, введенным в начале 20 века и некий пиджачок фасона 1930-х годов «колхозник в городе». ИСТ.ЛЯП.

59. Набегом на шар руководит «личный адъютант Османа-паши». Штабному офицеру диверсионную операцию никто в здравом уме никогда не поручал. Не та специфика. НЕ БЫВАЕТ.

60. Привязные воздушные шары ВСЕГДА имели страховочный фал, крепившийся к столбам намертво и уложенный в бухту. В случае обрыва основного фала он не давал шару улететь. На шаре напрочь отсутствует балласт – за исключением единственного мешка, сброшенного Фандориным на турка. Тем не менее, шар летит низэнько. НЕ БЫВАЕТ + ИСТ.ЛЯП.

61. Турки ночью (!) открывают по шару огонь (!) бризантными (с замедленным запалом) снарядами. Ночная стрельба артиллерии не практиковалась, тем более у турок. Зенитных орудий также не изобрели. НЕ БЫВАЕТ + ИСТ.ЛЯП.

62. Митя Гриднев хватает фал и умудряется его закрепить на Паровозике из Ромашково. В лучшем случае – ожог обеих рук. Митя – тоже джЫдай. НЕ БЫВАЕТ.

63. Карта к диспозиции выполнена в цвете. Кто-то из штабных не пожалел фломастера. Надписи почему-то на латинице, да к тому же неверно. На импортных картах писалось «Pleven», а не «Plevna». Выглядит, как в старых совеццких фильмах про фашЫстов – карты с надписью «Moskva» — шоб ясно было. Так вот. Карты делались в типографии при штабе действующей армии, с легендой на русском языке. Обозначений в цвете не было. ИСТ.ЛЯП.

64. Сцена стрельбы по мишеням. У Зурова почему-то синие погоны с золотым галуном без гусарского «зигзага». На самом деле, погоны должны быть в цвет кепи, т.е. красные. И галун – с зигзагом, установленный для гусарских полков. На кепи – двуглавый орел (без знака отличия, полагавшегося сумцам). При белом кителе орел не носился – он крепился на кепи лишь при парадной форме и был фактически не виден — его закрывал черный волосяной султан, также носившийся при парадной форме. Лукан тоже почему-то одет в белый китель, хотя ему положен синий повседневный мундир с отложным воротником. И кепи у него – пехотное, синее с красным околышем, а не положенное полностью темно-синее кавалерийское. ИСТ.ЛЯП.

65. Лукан на «пикнике» называет князя Румынского Кароля – принцем Карлом. ИСТ.ЛЯП.

66. Лукан же говорит о русской части – «второй батальон Костромского полка». Ошибка дичайшая. 19-й пехотный Костромской полк действительно входит в 5-ю пехотную дивизию, но был ТРЕТЬИМ полком в дивизии и, соответственно, имел СИНИЕ погоны с цифрой «5.» и БЕЛЫЕ околыши на кепи и клапаны на мундирах. Красные околыши, клапана и погоны имел 17-й пехотный Архангелогородский полк. Номер дивизии был не печатный по трафарету, а прорезной – погон имел желтую суконную же подложку, красное сукно пробивалось по трафарету и прострачивалось по краю. ИСТ.ЛЯП.

67. Полковник командует: «Стройся!» вместо «Становись!» и по ходу пьесы называет штабс-капитана (четыре звезды на погонах) поручиком (три звезды). Сам полковник крайне странный, так как носит гвардейского покроя мундир без петлиц. ИСТ.ЛЯП.

68. Русский отряд, идущий в атаку на Плевну. Явно имеется в виду Первая Плевна 7–8 (19–20) июля 1877 года, когда в штурме участвовали три полка 5-й пехотной дивизии. Отряд в сильно разомкнутой взводной колонне. Что является полным бредом, так как по узкому дефиле отряд должен был двигаться в сомкнутой взводной колонне скорым шагом. Что и было во время Первой Плевны. Когда начался артобстрел с высот Янык-Баир по правую сторону от дороги (а не из-за холмов), колонна рассыпалась по обе стороны от дороги и солдаты передвигались уже перебежками, используя для прикрытия складки местности (см.воспоминания участников). На подходе к Гривицкому редуту артиллерийский огонь прекратился, и турки начали обстрел из митральез (дедушки пулеметов). ИСТ.ЛЯП.

69. Особенно впечатлил летящий снаряд. Питер Джексон. Властелин Колец. Возвращение Короля. Осада Минас-Тирита. Камень из катапульты летит в орков. Рулез.

70. В строю почему-то солдаты с белевыми петлицами. К 1877 году такие петлицы имели лишь два полка – 12-й гренадерский Астраханский и 5-й пехотный Калужский. Оба в Первой Плевне участия не принимали. ИСТ.ЛЯП.

71. Все солдаты – с ранцами из телячьих шкур. Тогда как уже в 1874 году введен ранец из черной непромокаемой парусины. Кроме того, шинель приторачивалась не вокруг ранца, а сверху. ИСТ.ЛЯП.

72. При изобилии унтер-офицеров и колоритном дедушке с двумя солдатскими Георгиями – ни у одного нет шевронов за сверхсрочную службу на левом рукаве мундира. У дедушки так просто весь рукав должен быть «золотым». ИСТ.ЛЯП.

73. У русской армии нет ни знамен, ни жалонерных (ротных и батальонных) значков. ИСТ.ЛЯП.

74. Возвращаясь к лагерю – изЮмительный момент. Утро. Вылезает – явно перепивший вечером ракии солдат со с3,14зженной сигнальной трубой (у музыкантов в русской армии были т.н. «крыльца» или «ласточкины гнезда» — полукруглые суконные цетные наплечники, обшитые тесьмой или галуном) и начинает трубить кавалерийский аллюр. Из палаток выползают охреневишие солдаты в исподнем. Вероятно, аффторы хотели показать побудку в лагере. Так вот. В русской армии такого НЕ БЫЛО. Утренняя зоря игралась всеми музыкантами полка ПОСЛЕ утреннего построения. На сигнал «тревога» это тоже никак не тянет, тем паче что игрался он опять-таки всеми музыкантами; на месте построения должны были присутствовать все офицеры и для обозначения линии построения становились линейные жалонеры с ротными и батальонными значками. ИСТ.ЛЯП.

75. Возвращаясь к теме взятия Никополя. Преступным был скорее приказ о взятии Плевны до взятия Никополя, так как в этом случае турецкая крепость с 7000 гарнизона оказывалась в тылу русской армии, угрожая коммуникациям. Собственно, непонятно, почему 17-й пехотный Архангелогородский полк (красные погоны с цифрой «5.», красные околыши) находится под Плевной в конце июня – начале июля. Дело в том, что 5-я пехотная дивизия входила в состав 9-го корпуса Криденера и участвовала во взятии Никополя 3–4 (15–16) июля и лишь к 7 (19) июля подошла к Плевне – по приказу главнокомандующего русской армией Великого Князия Николая Николаевича. ИСТ.ЛЯП + ОШИБКА АВТОРА.

76. Возвращаясь к воздушному шару. Просто удивительно, как Варя умудряется ночью (!) разглядеть турецкие позиции. Заметим, что в начале июля ночи в Болгарии… хммм… не особо светлые. Предположить, что турки освещали свои позиции прожекторами, я не решусь. Максимум, что могла увидеть Варя – это огни костров. НЕ БЫВАЕТ.

77. То, что Варя определяет с первого взгляда 18-кратный артиллерийский бинокль – просто чудо. Еще более интересно, что Фандорин с ней соглашается. Дело в том, что на биноклях того времени не обозначался ни производитель, ни кратность. А наиболее распространенными в русской армии были 20-кратные артиллерийские бинокли. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.

78. Еще раз вернемся к вопросу о капитане Перепелкине. В книге он представляется Генерального Штаба капитаном. В фильме – интендантом. И в том, и в другом случае разоблачить его не составляло никакого труда, так как и в Генеральном Штабе, и в Интендантском Управлении число капитанов не превышало 50 человек. Разоблачение – по книге – д’Эвре оказалось более сложным, так как то, что его в редакции никто никогда не видел, ни о чем не говорило – «спецкоры» тогда были очень распространены. ИСТ.ЛЯП.

79. Первая Плевна. Священник отпевает солдат, с которых сняты мундиры. Во-первых, после Первой Плевны погибших отпевали три полковых и один дивизионный священник. Во-вторых, солдаты были не разбросаны по всему полю, а собраны… хммм… более компактно. Ну, и в-третьих, никто с них мундиры не снимал. Совершенно ясно, откуда аффторы взяли убитых солдат в белом – см.картину Верещагина «После боя», на которой священник отпевает солдат в белых рубахах. Толь вот незадача – это туркестанские стрелки и рубахи на них – форменные гимнастические. ИСТ.ЛЯП.

80. «Стрельба по квадратам». Термин появился в Первую мировую войну. До этого использовался термин «стрельба по
площадям». Под этим и в том, и в другом случае подразумевалась артподготовка перед наступлением с целью подавления огневых точек противника на линии обороны и разрушения укреплений. Огонь в этом случае ведется по четко обозначенным для каждой артиллерийской батареи участкам – квадратам. «Стрельба по квадратам» по движущейся колонне, тем более «на трех участках» — это полный бред. Тем более, что турецкая артиллерия стояла на высотах и стреляла по русской колонне. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.

81. Мраморный пол в Бухарестском Гранд-отеле – отчетливо виден во время сцены бала. Полы были из наборного паркета. Мода на мраморные полы – удел второй половины 20 века. ИСТ.ЛЯП.

82. Зуров курит некую беломорину в сцене дуэли. Таким же беломоринами ранее орудовал Митя Гриднев в журналистском клубе. Папиросы же того времени были ближе к современным безфильтровым сигаретам – однообразный цвет и довольно небольшая длина. ИСТ.ЛЯП.

83. Лукан, все время в Гранд-отеле носивший доломан, вдруг в сцене дуэли оказывается в черной жЫлетке. Вопрос –
откуда? Носить жилет при форме в румынской армии – все равно, что носить джЫнсы при мундире. НЕ БЫВАЕТ.

84. Перед началом дуэли Зуров говорит «давай!», а не «сходитесь!» — согласно традициям дуэльного кодекса.

85. После дуэли Перепелкин должен быть арестован румынскими властями и передан для суда и следствия в распоряжение русского командования. Во-первых, дуэли официально запрещены, во-вторых, в действующей армии дуэли запрещены негласным офицерским кодексом чести, в-третьих, Перепелкин убивает офицера союзников, да еще и приближенного румынского князя. По книге, д’Эвре убивает Лукана в дуэли на саблях – абсолютно ничем не рискуя. На тот момент не существовало понятия «лишение аккредитации». ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.

86. Сцена обыска в палатке Лукана. Найден султанский фирман на оказание помощи Анвару-эфенди. Невольно вспоминаецца старик Дюма: «Все, что сделано подателем сего, сделано по моему приказу и для блага Франции». Ну да ладно. Один из жандармов говорит: «Эксперты проверили – подпись и печать подлинные». Во-первых, экспертов по подписям и печатям на том момент не существовало в природе. Во-вторых, сверить тугру (подпись) султана с подлинником не составляло труда – на всех турецких орденах изображалась султанская тугра. В-третьих, печатей на тот момент в Османской империи не было. Заверять подпись султана печатью – до этого не додумался бы ни один извращенный ум, ведь за подделку тугры полагалась смертная казнь. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.

87. 30 августа (11 сентября) – Третья Плевна. Зуров кричит – «Мы вошли в Плевну!». Гусару простительно. Русские войска тогда взяли три редута, но в город не вошли. Поскольку штурм был приурочен к Тезоименитству Государя, все русские войска были в полной парадной форме – в фильме показана повседневная. ИСТ.ЛЯП.

88. Ляп, связанный с тем, что первоначально Анваром был д’Эвре. Когда Зуров подлетает к журналистской вышке, Перепелкина там нет. После объявления Зуровым о занятии Плевны журналисты торопятся в ставку – к телеграфу. Вместе с ними уезжает и д’Эвре – не вызывая никаких подозрений. Перепелкин же слышать Зурова не мог. Вероятно, он посмотрел в Палантир и увидел там скачущего в ставку Зурова и маршрут его передвижения. КИНОЛЯП.

89. Зуров с трофейным турецким знаменем едет в ставку один, хотя для сопровождения трофеев назначалось как минимум трое — для защиты и гарантированной доставки. ИСТ.ЛЯП.

90. Казанзаки орет на подполковника – «Ромистр, коня!» ИСТ.ЛЯП.

91. Фандорина зачем-то понесло на передовую таскать раненых, причем смысл этого поступка так и не раскрыт. Реинкарнация Пьера Безухова? Мощность же оптики на подзорной трубе журналистской вышки просто потрясает. НЕ БЫВАЕТ.

92. Очень порадовали прочесывание местности в поисках улик в двух шагах от неприятеля. Учитывая пересеченную местность в окрестностях Плевны, на поиски Зурова и Казанзаки должна была уйти как минимум неделя – так как армейские чины всяко не могли быть для этого задействованы. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.

93. У ставки Государя – только один тоскливый преображенец в каске с султаном. И ни одного казака Собственного Его Величества Конвоя, хотя именно они должны охранять Императора. Преображенцы появились на театре военных действий вообще после падения Плевны, в начале декабря – вместе со всем Гвардейским корпусом. ИСТ.ЛЯП.

94. Соболев Скобелев орет на Государя по поводу отсутствия подкреплений. Во-первых, это выходит за рамки всего чего угодно, и генерал в этом случае в лучшем случае угодил бы под домашний арест. Во-вторых, на Александра II орать было абсолютно бессмысленно – командующим союзными армиями (русской и румынской) был князь Кароль Румынский, командующим русской армией был Великий князь Николай Николаевич, начальником штаба русской армии – реально распоряжавшимся подкреплениями – генерал Зотов. Кроме того, Скобелев сам был виноват в больших потерях – с 27 августа до утра 30 августа левый фланг русских войск под командованием Скобелева вел бои для занятия Зеленых Гор – стратегически важных высот. Русские полки оказались на простреливаемой высоте на расстоянии 800–1000 метров от турецких редутов, не имея шанцевого инструмента. Солдатам приходилось рыть окопы чем попало, в том числе крышками котелков и голыми руками. Таким образом левый фланг русской армии попал под огонь с трех сторон и нес колоссальные потери еще до штурма. ИСТ.ЛЯП.

95. Камердинер с подносом носит зеленую ливрею с золотыми галунами. Придворные служащие на самом деле имели ливреи, обшитые галуном с двуглавыми орлами. Камзол под ливреей был красного цвета. Впрочем, эта форма носилась лишь во дворце. В походных условиях они вообще носили темно-зеленый сюртук. ИСТ.ЛЯП.

96. Император поздравляет Соболева генерал-лейтенантом. В дальнейшем Соболев меняет серебряные погоны генерал-майора Свиты на золотые. Почему-то на погонах – вновь вензель Александра II, а на плече — аксельбант. Дело в том, что Скобелев был действительно произведен за Плевну в генерал-лейтенанты, а из Свиты он был отчислен, лишь в 1878 году став генерал-адьютантом – по итогам войны. Таким образом, Скобелев в этот период носил лишь генерал-лейтенантские погоны – безо всяких вензелей и аксельбантов. Ну да ладно, может у Соболева судьба была другой. ИСТ.ЛЯП.

97. У Императора на эполетах – его же собственный вензель – А II, тогда как реально он носил вензель Н I – Николая I, своего отца, в Свиту которого был зачислен по достижении династического совершеннолетия – в 1839 году. В следующем эпизоде, где появляется Император, у него уже соединенный вензель – А II и Н II – генерала, зачисленного в Свиту при Александре II и служащем при Николае II, введенный в 1894 году. ИСТ.ЛЯП.

98. Эпизод с флягой. Опять-же, проблема с Анваром-д’Эвре-Перепелкиным. В палатке, когда Варя вспоминает про флягу, сидит Перепелкин. Далее мы видим Фандорина и Варю, едущих на полной скорости к месту нахождения фляги. Перепелкин стреляет по ним с противоположной стороны ущелья. Для этого ему, скорее всего пришлось выбежать из палатки вслед за сладкой парочкой и телепортироваться к своей снайперской винтовке. После крушения экипажа Перепелкин-Анвар не удосуживается сделать контрольные выстрелы по лежащим к нему головами Варе и Фандорину. «А глаза ТАКИЕ добрые…» ©. КИНОЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.

99. Ноябрь под Плевной – Варя выходит из госпиталя. Видны солдаты в шинелях с 7-ю складками на спине. Еще в феврале 1875 года в русской армии введены шинели с двумя складками и хлястиком на пуговицах, просуществовавшие без особых изменений до введения новой формы в 1990-х годах в РФ. ИСТ.ЛЯП.

100. Варе зачем-то обрили голову, хотя по фильму у нее были лишь переломы. По книге у нее был тиф, что вполне совпадает с бритьем головы. КИНОЛЯП.
http://djv.ru/?action=news&id=177
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments