Сергей Будкин (buser) wrote,
Сергей Будкин
buser

Categories:

Турецкий гамбит - киноляпы. Часть третья.

101. Варя предлагает МакЛафлину чай в «термической фляге». Это чудо! Термическая фляга – а иначе говоря, термос – была изобретена 15 лет спустя – в 1892 году! А для бытового использования термос стал использоваться вообще с 1904 года. ИСТ.ЛЯП.

102. Фандорин говорит, что корпус Конецкого Ганецкого занимает южное шоссе. Это полный бред, так как Гренадерский корпус Ганецкого стоял на левом берегу реки Вид, т.е. к северо-западу от Плевны. Южное (Ловченское) шоссе занимала 16-я дивизия Скобелева. ИСТ.ЛЯП.

103. Почему-то около штаба Конецкого нет ни одного гренадера (желтые погоны). Да и одеты все… хмм… несколько легко для ноября. Вместо шинелей все носят мундиры. А ведь речь идет о начале декабря по новому стилю. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.

104. У Конецкого Ганецкого – шейный крест Ордена Св.Георгия, т.е. 3-я степень. Ганецкий получил 3-ю степень как раз за пленение Османа-паши. Кстати, Ганецкому в 1877 было 67 лет. В фильме он выглядит лет на 50–55. ИСТ.ЛЯП.

105. Куценко-бей приезжает к Конецкому почему-то в мундире рядового-артиллериста. Разжаловали за неудачу с воздушным шаром? ИСТ.ЛЯП.

106. Почему-то в сцене капитуляции только Конецкий Ганецкий носит полную парадную форму с эполетами, тогда как все остальные обходятся погонами. При входе в штаб турецкая делегация обязана была сдать оружие на хранение – за исключением наградных сабель. Отказ автоматически трактуется как нападение на штаб с соответствующими последствиями. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.

107. В сцене боя в штабе у Конецкого материализуется револьвер, о чем я писал выше, а Исмаил-бей кастует нехилый фаерболл, рикошетом летающий по двору. НЕ БЫВАЕТ.

108. Сцена встречи Императора с Фандориным. На Эрасте некий сюртук с серебряными плетеными погонами. В описываемый период подобную форму носили чиновники Военно-Дорожного отдела и Телеграфного ведомства. ИСТ.ЛЯП.

109. Сцена на вокзале. Капитан Перепелкин сидит в присутствии генерала (!) Соболева. Более того, имеет наглость разговаривать с ним, повернувшись вполоборота. Гауптвахта – гарантированно. НЕ БЫВАЕТ.

110. У капитана Перепелкина Куропаткина на шее – Св.Георгий 3-й степени. За всю русско-турецкую войну 3-ю степень получили лишь 45 человек, из них самыми низшими чинами были два полковника и один капитан 1-го ранга (чин, соответствующий полковнику). Алексею Николаевичу Куропаткину, начальнику штаба «Скобелевской» 16-й дивизии, прообразу Еремея Ионовича Перепелкина, на начало 1878 года – 29 лет, тогда как Перепелкин выглядит лет на 35–40. ИСТ.ЛЯП.

111. Русские войска подошли к Константинполю (который никто, в общем-то, в русской армии Стамбулом не называл) в середине января. Перемирие было подписано в Адрианополе 19 (31) января 1878 года. Мороз был около 10 градусов, затем была оттепель и гололедица. По фильму – погода просто-таки май месяц. ИСТ.ЛЯП.

112. На внутренней облицовке штабного вагона явственно виден вензель «Ф» под короной. Это вензель Фердинанда, царя Болгарского – причем в этом виде он установлен в 1908 году, после принятия Фердинандом царского титула. ИСТ.ЛЯП.

113. В четыре вагона поезда Соболев умудряется запихнуть не только солдат и казаков, но и лошадей – что четко видно в ночной сцене захвата Султан-Капуце (Сан-Стефано – по книге и в реальности). Учитывая то, что один вагон был штабным, на все про все остается три вагона. НЕ БЫВАЕТ.

114. Перепелкин изнутри (!) запирает дверь в хранилище банковским воротом. По книге, он запирается изнутри засовом, что более логично. По книге, в хранилище нет ни одного окна, что вполне логично. При наличии окон стоило – просто для профилактики преступности – хотя бы поставить решетки. НЕ БЫВАЕТ.

115. Фандорин показывает Соболеву английскую эскадру в Мраморном море. Видно около 15 кораблей. Реально англичане ввели лишь 3 броненосца, к весне увеличив свое присутствие до 6 кораблей. ИСТ.ЛЯП.

116. Мега-стрелок Перепелкин почему-то попадает стоящему во дворе Соболеву в руку, хотя остальные патроны расходует вполне летально для героев фильма. Доброта необыкновенная! НЕ БЫВАЕТ.

117. Полк султанской гвардии оказывается обычным низамом – регулярной армией. Гвардейцы имели мундиры с широкими алыми лацканами на груди, на которых крепилось большое изображение звезды и полумесяца в сиянии. ИСТ.ЛЯП.

118. Варя бьет Анвара-Перепелкина по голове золотым слитком. Вероятно, культуристка или джЫдайка. Показанные в фильме слитки более всего походят на классические золотые линготы (стандартизированные слитки) весом около 12,5 кг. Попробуйте замахнуться 12-килограммовым слитком – вывих плеча гарантирован. НЕ БЫВАЕТ.

119. Сцена прощания на вокзале. У Пети – золотая медаль «За усердие»на Аннинской ленте. Вероятность получения подобной медали вольноопределяющимся равняется нулю. ИСТ.ЛЯП.

120. Там же. Поезд уходит по широкой колее, хотя в Турции колея железной дороги была узкой. Отчетливо видны три пути и бетонные шпалы. ИСТ.ЛЯП.

121. Что касается поисков турецкого шпиона. Все решалось гораздо проще. Анвар-эфенди занимал довольно высокий пост, что для немусульманина в Османской империи, равно как и выполнение ответственных поручений подобного уровня было невозможно. Следовательно, Анвар должен был быть обрезан, согласно мусульманским канонам. Фандорину достаточно было потребовать спустить штаны у всех, кто был в журналистском клубе. ОШИБКА АВТОРА.

122. Еще один момент, касающийся шпионажа. Русский военный министр Милютин подписал контракт на снабжение действующей армии с еврейским товариществом «Коган, Грегор, Горвиц и Ко». 3-й параграф контракта чудом не имел роковых последствий. Согласно этому параграфу, Главная Квартира должна была сообщать товариществу местонахождение частей и соединений а также маршруты их передвижения за неделю вперед. К счастью, среди контрагентов товарищества не нашлось ни одного предателя – в противном случае все могло обернуться катастрофой.

123. Многозарядные винтовки Генри-Мартини у турок в начале фильма. Турецкая армия, равно как и русская, была вооружена ОДНОЗАРЯДНЫМИ винтовками. Пачечное заряжание изобретено Манлихером в 1886, а с помощью обоймы – в 1889 – Маузером. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.

124. Сцена в кабаке. Болгарин, с которым Фандорин садится играть в кости, КИВАЕТ в знак согласия со ставкой. Болгары в знак согласия – мотают головой, а кивают – в знак отрицания. КИНОЛЯП.

125. Выход Анвара из кареты у дома видинского губернатора. Анвар кричит: «Не надо меня фотографировать!» Термин «фотографировать» в этот период не употреблялся – слишком специфично. ИСТ.ЛЯП.

126. Анвар-оптовик. Масштабы закупок экслюзивных синих шпиЕнских очкоФФ поражают. Их, как минимум, три – у Анвара, у Лже-Анвара и те, что он подбрасывает Лукану. Очки в тот период заказывались индивидуально. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.

127. Кавказские казаки и чины кавказских иррегулярных формирований нашивали на черкески белые кресты – для отличия от башибузуков и черкес турецкой армии, также зачастую носивших черкески. Те, в свою очередь, нашивали полумесяцы. Таким образом, та и другая сторона избегала случайных потерь от своих. Указано в воспоминаниях. ИСТ.ЛЯП.

128. У СоболеваСкобелева на груди – медаль на черно-желто-белой ленте. Это может быть лишь медаль за подавление Польского мятежа 1863–64 годов. Скобелев этой медали не имел, поскольку было ему лишь 20 лет и в походе он не участвовал. ИСТ.ЛЯП.

129. У полковника Лукана на груди – орден Звезда Румынии 5-й степени. Но – почему-то на синей с красными полосами ленте. Тогда как лента ордена – красная с двойными синими полосами по краям. ИСТ.ЛЯП.

130. Ни у одного офицера или генерала нет револьверного шнура – серебряный с примесью черных и оранжевых нитей шнур охватывал петлей воротник мундира, свободно свисал спереди и крепился к кольцу на рукояти револьвера – во избежание потери казенного оружия. ИСТ.ЛЯП.

131. Русские солдаты поголовно обуты в короткие сапоги. На самом деле сапоги шились с длинными голенищами, практически под колено. ИСТ.ЛЯП.

132. Русские поголовно вооружены Берданом №2. Реально в русской армии в это время использовалась винтовка Крнка. «Берданки» были в Гвардейском, Гренадерском корпусах, всех стрелковых бригадах и в шести пехотных дивизиях, в 1-й, 2-й и 3-й Плевне не участвовавших. ИСТ.ЛЯП.

133. Куценко-бей пользуется карманным складным гелиографом для подачи сигналов. Не было подобного. В крайнем случае «зайчика» словить можно и портсигаром. ИСТ.ЛЯП.

134. Штурм Плевны. «Дедушка» с двумя Георгиевскими крестами на груди. При наличии крестов – у него нет ни одной campaign medal – военной медали. Должна быть хоть одна – за Хивинский поход, за Восточную войну и т.п. ИСТ.ЛЯП.

135. Штурм Плевны. Русские стреляют, передергивают затвор винтовки и снова стреляют. См.123 – Комиссия по испытанию магазинных ружей была образована лишь в 1883 году, а на вооружение магазинная винтовка Мосина была принята лишь в 1891 году. ИСТ.ЛЯП.

136. Традиционные для русского фильма граненые стаканы. Появившиеся лишь в 1930х годах. ИСТ.ЛЯП.

137. Сцена стрельбы по мишеням. Д’Эвре выбивает «вензель Вари» — W. По-французски Варвара = Barbara. Равно, как и по-английски. Зурову простительно незнание иностранных диалектов. Но вензель должен быть палюбому «В». КИНОЛЯП.

138. Анвар стреляет по колесам мчащейся повозки. Вероятность попадания в ось с последующим выбиванием чеки стремится к нулю. Анвар – джЫдай. НЕ БЫВАЕТ.

139. Вообще все герои фильма упорно носят ордена и медали на советских колодках. Фандорин на статском сюртуке носит Анну 3-й степени на груди, тогда как положено — под лацканом либо в виде уменьшенной копии – «фрачника». ИСТ.ЛЯП.

140. Адрианополь зачем-то называют по-турецки – Эдирне. ИСТ.ЛЯП.

141. Султан-Капуце по карте, показанной в фильме, находится где-то посреди дороги из АдрианополяЭдирне в КонстантинопольСтамбул. Итого – расстояние до Стамбула имеем ок.100 км. Тем не менее, в окно открываеЦЦА офигенный вид на Мраморное море, которое Фандорин упорно называет заливом. НЕ БЫВАЕТ.

142. Блеф Фандорина с фотографией Анвара был ясен изначально. Пленка была изобретена 9 лет спустя, в 1887 году. А в 1878 в ходу были хрупкие серебряные пластины. Вероятность того, что в ходе войны одна-единственная пластина с изображением Анвара-эфенди уцелела – ноль целых, ноль десятых. Вероятность того, что видинский губернатор заказал отпечаток с «портретом любимого Анварчика» — тоже анриал. Итого – Перепелкин мог не дергаться, а попросить предъявить фото. А так – нервишки сыграли. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.

143. НожЫ Анвара-эфенди вызывают уважение. Аффторы явно пересмотрели «Десперадо». Откуда взялись мини-кукри непальских гуркхов – неясно. Наверное, Анвар в Непале постигал истину. Как джЫдай. Еще один момент – в финале Анвар в д’Эвре кидает мега-нож, а в Митю стреляет. Нож летит, бешАно вращаясь. Попробуйте кинуть нож такого же размера на том же расстоянии. Итог – менее одного оборота. Физика. Для подобного эффекта Анвар-эффенди должен иметь «очень короткие лапки» ©. Кста, почему из револьвера нельзя было завалить и д’Эвре – совершенно непонятно. НЕ БЫВАЕТ.

144. Корабли в «бухте» — Мраморном море ночью подают сигналя прожектором. Прожектора появились в русской армии лишь в период русско-японской войны. ИСТ.ЛЯП.

145. Варя в конце фильма говорит: «аурум, плотность — 19». Но это в килограммах на кубический дециметр. Правильно — плотность в фунтах на кубический фут или на кубический дюйм. ИСТ.ЛЯП.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments